28.11.2021
Под одаренностью понимаем качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения высоких результатов в выполнении той или иной деятельности. Это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов.
Одаренность ребенка складывается из многих составляющих, в числе которых есть как генетическая база, так и социальные аспекты. В теоретических исследованиях отечественных и зарубежных ученых (Н. С. Лейтес, А. М. Матюшкии, Б. Кларк, Дж. Репзулли, С. Риз и др.).Одаренность трактуется как врожденная анатомо-физиологическая особенность нервной системы (задатки), которая развивается в процессе специально организованной деятельности, а потому может проявляться в разных возрастных периодах детства.
Потенциальная одаренность по отношению к разным видам деятельности присуща многим детям, тогда как актуальную одаренность демонстрирует небольшая часть детей.
В практике школьного обучения одаренными принято называть детей, которые, по оценке специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения в одной или нескольких сферах: интеллектуальной, творческого или продуктивного мышления, организаторской, художественной, спортивной и др.
Или тех детей, которые выделяются яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеют внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
II.Основные цели, задачи и принципы работы образовательного учреждения с одаренными детьми.
Основная цель работы – это целевое комплексное развитие специальных способностей одаренных детей.
Для достижения данной цели должны быть решены следующие задачи:
1) создание системы целенаправленного выявления и отбора одаренных детей;
2) отслеживание развития одаренности каждого ребенка через создание и ведение банка данных;
3) создание максимально благоприятных условий для интеллектуального, творческого и морально-физического развития одаренных детей;
4) разработка и поэтапное внедрение нового содержания образования, прогрессивных технологий в работу с одаренными детьми;
6) создание условий для реализации одаренными детьми их личных творческих способностей в процессе научно-исследовательской, поисковой и учебной деятельности;
7) создание условий для комфортного развития и становления одаренного ребенка как социально адаптивной и социально ответственной личности.
III. Основные принципы работы с одаренными детьми.
1. Не навреди! В работе с одаренными детьми необходимо в первую очередь определить сильные и слабые стороны каждого ребенка. Этот принцип особенно значим при построении индивидуальной траектории развития ребенка.
Этот принцип реализовывается через составление и постоянное пополнение банка данных на одаренных детей школы.
2. Из вышеназванного принципа вытекает принцип научности, согласно которому необходима хорошо организованная, эффективная и постоянно действующая система выявления одаренности, причем в этой работе должны быть задействованы не только дети, но и педагоги, и родители.
Этот принцип реализуется через диагностико-статистическое направление. Для этого разработан специальный психолого-педагогический инструментарий.
3. Принцип взаимодействия с семьей?
Семья играет важнейшую роль в образовании и воспитании одаренного ребенка. Результаты реализации программы работы с одаренными детьми только тогда будут иметь положительную динамику, когда школа и семья будут работать в тесном контакте.
Этот принцип реализуется через систему просветительских, консультационных и развивающих мероприятий, активными участниками которых становятся родители одаренных детей. Как правило, эту категорию родителей бывает не сложно привлечь к совместной работе, и отдача всегда ощутима. Поэтому необходимо проводить родительские лектории, собрания и тренинговые занятия как для родителей, так и для родителей совместно с детьми и педагогами.